Что обязательно должно предшествовать автоматизации и внедрению ИТ?

Всякая автоматизация и внедрение ИТ нацелены прежде всего на повышение текущей эффективности компании и уменьшение внутренних издержек, увеличение производительности или повышение управляемости. Однако многие компании, “решительно” затевающие автоматизацию и внедрение ИТ, в результате проделанной работы получают лишь увеличение штата и рост временных и финансовых издержек. Почему после завершения проектов автоматизации и внедрения ИТ эффективность компании не повышается и проблемы из-за которых все затевалась остаются нерешенными?

Наиболее простое объяснение этого обычно звучит так: это происходит из-за того, что у автоматизаторов и внедренцев ИТ недостаточного опыта, компетентности или желания успешно выполнить проект. Особенно часто такое объяснение можно услышать от ИТ-компаний, желающих занять место «неудачливых коллег». Однако в подавляющем числе случаев данное объяснение не совсем корректно.

Как уже писалось выше всякая автоматизация и внедрение ИТ нацелены на снижение внутренних издержек, увеличение производительности или повышение управляемости. Функции, для которых требуется автоматизация и информатизация, часто сложные (иначе автоматизация и информатизация не были бы необходимы). Из-за этого часть проблем, с которыми борются посредством автоматизации и внедрения ИТ, скрываются за чередой промежуточных проблем, которые не видны при первичном анализе (когда определяется действительная необходимость проведения автоматизации и внедрения ИТ). Например, это касается организационных проблем.

Если подходить к автоматизации и внедрению ИТ “прямо”, сразу начав решение имеющихся проблем, из-за которых внутренние издержки высоки, а производительность и управляемость низкие – можно наткнуться на интересную закономерность: при решении известных (текущих) проблем всплывает целый ряд скрытых проблем, которые до этого не были видны. Однако проект по автоматизации и внедрению ИТ “уже пошел”, поэтому на решение скрытых проблем не запланировано дополнительных ресурсов и времени. Но тем не менее они существуют и не позволяют своим присутствием решить основную проблему, ради решения которой затевалась автоматизация и внедрение ИТ. Именно поэтому многие проекты по автоматизации и внедрению ИТ обречены на провал еще до начала самих работ. Потому что пропускается важная стадия — верхнеуровневое обследование предметной области, в которой следует автоматизировать и внедрять ИТ.

Поэтому перед выполнением проектов по автоматизации и внедрению ИТ необходимо в обязательном порядке проводить верхнеуровневое обследование деятельности компании заказчика. Результатом такого обследования должен быть простой, короткий и при этом понятный документ (не более 3-5 страниц концепции), описывающий саму деятельность и ее зависимости. Также можно заменить такой документ презентацией (около 10 слайдов).

Верхнеуровневое обследование деятельности компании заказчика и созданный в ходе его проведения документа или презентации позволяют выявить дополнительные проблемы, требующие обязательного решения в ходе проекта автоматизации и внедрения ИТ. От решения выявленных в дополнение к основным проблем сильно зависит результат выполнения проекта по автоматизации и внедрению ИТ, и решение первоначальных проблем из-за которых все затевалось. Кроме этого проведенное обследование помогает приблизить результаты, ожидаемые заказчиком от автоматизации и внедрения ИТ, к достижимым. Потому что в этом случае заказчику в явном виде формулируются проблемы, с которыми предстоит бороться в ходе проекта по автоматизации и внедрению ИТ. То есть уточняются первоначальные цели, ради которых и затевается проект по автоматизации и внедрению ИТ. Что, в свою очередь, значительно повышает вероятность успеха.

Тэги: ,

Назад в рубрику Анализ перед автоматизацией и внедрением ИТ