Анализ перед автоматизацией и внедрением ИТ: самостоятельно или пригласить консультанта?

Вы четко понимаете, что автоматизация и внедрение ИТ необходимо вашей компании для решения ряда существующих проблем. Если это еще не так, то Вам стоит повременить с какой-либо автоматизацией и внедрением ИТ до тех пор, пока это действительно не станет именно так. Потому что в противном случае эффект от автоматизации и внедрения ИТ будет абсолютно не прогнозируемым также, как и возврат инвестиций на эти нужды. Естественно перед началом автоматизации и внедрением ИТ необходимо провести первичный анализ: что следует автоматизировать и информатизировать, в каких объемах, за какие средства и в какие сроки. Кто должен выполнить этот анализ? Кто-то внутри компании? Например, приглашенный ИТ-директор или уже существующий? Или же для выполнения подобной работы лучше пригласить внешнего консультанта?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть мотивацию потенциальных кандидатов на ее выполнение.

Какова мотивация внутреннего сотрудника, какое-то время работающего в компании, соответственно, его проблемы взаимодействия с коллективом решены и понимание с начальством уже найдено? Обычно она складывается из заработной платы, нормального объема работы (так, чтобы не было переработок), возможностей карьерного роста и повышения уровня собственной компетенции (так называемые “интересные” задачи). Таким образом результат анализа, выполняемого внутренним специалистом (даже, если это только что приглашенный ИТ-директор) должен либо привести к:
- увеличению его ЗП (например, из-за роста штата подчиненных)
- сокращению выполняемой им работы
- переводу его на новую должность (также, например, из-за роста штата подчиненных)
- повышению уровня внутренних процессов

Проблемы которые обычно решаются с помощью автоматизации и внедрения ИТ – это повышение текущей эффективности компании, или другими словами: снижение внутренних издержек, увеличение производительности и повышение управляемости. Для того, чтобы через автоматизацию и внедрение ИТ компания действительно повысила текущий уровень эффективности, человек, проводящий предварительный анализ, должен быть заинтересован именно в этом, а не в повышении собственного уровня внутри компании. Поэтому для выполнения подобного анализа следует приглашать именно внешних консультантов, которые в обязательном порядке должны тесно взаимодействовать с текущими сотрудниками компании, компетентными в предметной области.

Процессы компании – это сложная система, которая, имеет устоявшиеся обратные связи. Обратные связи возвращают систему в первоначальное положение при внешних воздействиях. Другими словами обратные связи компенсируют полезные действия и возвращают ситуацию в начальное положение. Поэтому при автоматизации и внедрении ИТ необходимо в обязательном порядке их учитывать. Самостоятельно обнаружить все обратные связи сложно, потому что взгляд сотрудников компании – “из системы”. Взгляд внешнего консультанта всегда “со стороны”, поэтому вероятность выявления обратных связей выше. Это является еще одни аргументом за выбор внешнего консультанта для выполнения работы по первоначальному анализу перед автоматизацией и внедрением ИТ.

Как же выбрать внешнего консультанта?

Можно обратиться к крупным игрокам консалтингового рынка. Однако делая это необходимо учитывать, что большие компании работают с клиентами с качеством пропорциональным цене контракта. Поэтому, если у вас скромный бюджет, на подобные услуги, то не стоит думать, что вам будет оказано должное внимание.

Можно обратиться к компании-системному интегратору, так как подобные компании довольно часто наряду со своей основной деятельностью оказывают также своим клиентам и консалтинговые услуги. Делая это необходимо учитывать следующее. Во-первых, подобные услуги от системного интегратора напрямую связаны с внедрением каких-либо ИТ-систем, которые производит или внедряет данный системный интегратор. Во-вторых, как уже писалось выше, компании работают со своими клиентами с качеством, пропорциональным цене контракта. И не секрет, что стоимость внедрения ИТ-систем или построения ИТ-инфраструктуры, как правило, гораздо выше стоимости консалтинговых услуг, а ведь именно эти контракты являются основной деятельностью системных интеграторов. Поэтому не стоит питать иллюзий, что вам будет оказано должное внимание, если ваш бюджет достаточно скромен и вы не планируете в последствие внедрение ИТ-систем или развертывание ИТ-инфраструктуры.

Как выбрать правильного консультанта, который подходит именно вам?

Оказание консалтинговых услуг – сложный процесс взаимодействия business to business (B2B), поэтому работа с каждым клиентом должна осуществляться по особому сценарию. Это накладывает следующее ограничение – компания-консультант, к которой вы обращаетесь, должна работать с вами индивидуально. А это возможно только в том случае, если сумма вашего контракта с такой компанией соизмерима с суммами контрактов других клиентов этой компании. Иначе внимание, уделяемое другим клиентам, будет больше внимания, уделямего вам. Учитывая это ограничение, стоит выбирать компанию-провайдера консалтинговых услуг – согласно располагаемому бюджету.

Поэтому если бюджет скромный, то и выбираемый консалтинговый партнер должен быть небольшим. Если бюджет средний, то можно замахнуться на среднего по размерам консалтингового партнера. Важным при выборе является также то, чтобы профиль компании был консультационным. Иначе вы обязательно столкнетесь с абсолютно ненужным вам впариванием различной продукции и услуг выбранной компании. А ваш консалтинговый проект превратиться в pre-sale проект по приобретению других продуктов и услуг, необходимость которых для вас весьма и весьма сомнительна.

Тэги: , ,

Назад в рубрику Анализ перед автоматизацией и внедрением ИТ