Усиления конкурентных преимуществ через автоматизацию и внедрение ИТ

С каждым днем современный мир все больше и больше стремится к глобализации. Товары, производящиеся в одной стране, без всякого труда можно купить в другой. Конкуренция между компаниями усиливается с каждым днем. Многим компаниям приходится соревноваться уже не только с локальными представителями, но и с глобальными корпорациями, активно захватывающими новые рынки. Сегодня отличает соревнующиеся за клиентов компании, лишь то, какие технологии они используют для повышения собственной эффективности. Конкурируя между собой и повышая свою эффективность компании в первую очередь желают повлиять на снижение внутренних издержек, повышение управляемости и увеличение производительности.

Какие технологии сегодня наиболее эффективны для этого?

Это технологии информатизации и автоматизации. Чтобы убедиться в этом рассмотрим функциональную схему современного предприятия.

функциональная схема обобщенного предприятия

Каждый нижний слой корпоративных служб является обеспечивающим для верхних слоев. То есть службы каждого функционального слоя оказывают определенные сервисы (в том числе и информационные) соседним службам и службам из верхних слоев. Например, ИТ-служба обеспечивает сервисами информатизации и автоматизации все другие службы компании и следит за тем, чтобы они были надлежащего качества. Служба персонала занимается кадровыми вопросами всех остальных служб компании, а протокольная служба командировками всего персонала и организацией выездных мероприятий.

функциональная схема обобщенного предприятия с влиянием работы одних служб на другие

В свою очередь службы из верхних слоев компании оказывают сервисы внешнему миру. Например, службы продаж и маркетинга обеспечивают товарами и услугами рынок, на котором работает компания. А службы, отвечающие за стратегию, финансы и бухгалтерию, обеспечивают подготовку и сдачу необходимой отчетности в государственные органы (налоговая инспекция, пенсионный фонд, фонд социального страхования и другие организации) и акционерам компании.

Рынок взамен на товары и услуги дает компании деньги, которые через службы продаж и маркетинга попадают в службы стратегии, финансов и бухгалтерии и распределяются из них на внутренние нужды всех остальных служб компании. Часто, помимо денег от совершенных продаж, компании привлекают кредиты и займы, которые опять же через службы стратегии, финансов и бухгалтерии распределяются на внутренние нужды всех остальных служб компании. Деньги же, оставшиеся от распределения на внутренние нужды, являются прибылью акционеров компании или ее учредителей. Таким образом каждая без исключения служба компании вносит свой собственный вклад в генерацию акционерной прибыли.

функциональная схема обобщенного предприятия с влиянием работы одних служб на другие и с отображением денежного потока внутри и снаружи предприятия

Поэтому влияя на какую-то конкретную службу, на самом деле, оказывается влияние и на всю компанию в целом, потому что каждая служба несет свой вклад в цепочку генерации акционерной прибыли, оказывая другим службам необходимые для осуществления своей деятельности сервисы. Например, при сокращении издержек в службе закупок, эти издержки могут перенестись в службу, отвечающую за производство. В итоге осуществляемая экономия может отразится даже отрицательно на акционерной прибыли, хотя локальная экономия и будет достигнута. Также, например, увеличив скорость работы производственной службы, можно изготавливать большее количество товаров. Однако, в случае невозможности их последующей реализации службой продаж с требуемой скоростью, готовая продукция будет копиться на складе. В итоге время возврата инвестиций в производство будет расти, а акционерная прибыль в единицу времени будет падать.

Для того, чтобы повысить конкурентные преимущества компании и сделать ее более эффективной, уменьшая внутренние издержки, повышая управляемость и увеличивая производительность, нужно делать это комплексно. Сразу для всей цепочки генерации акционерной прибыли, а не для какой-то отдельной службы. Потоки информации, на основании которых должны приниматься решения внутри всей компании, достаточно объемны и не могут быть обработаны одним лишь персоналом компании. Поэтому для решения этой проблемы наиболее успешные из компаний современного мира используют информационные и другие (телекоммуникационные, технологические и прочие) системы, называемые сегодня инфокоммуникационными системами (ИКС). Управляя информационными потоками комплексно, на уровне корпорации, подобные системы объединяют в общую для всего предприятия – корпоративную инфокоммуникационную или информационную систему (КИС). И именно корпоративная инфокоммуникационная или информационная система (КИС), в свою очередь, является эффективным инструментом, позволяющим компаниям действительно снижать внутренние издержки, повышать управляемость и увеличивать производительность.

Однако, следует понимать, что ни одна, даже самая лучшая, инфокоммуникационная или информационная система (ИКС) не будет работать вместо вас. Корпоративная инфокоммуникационная или информационная система (КИС) является мощным инструментом, но не стоит забывать, что автоматизируя беспорядок получается лишь автоматизированный беспорядок. Именно поэтому наряду с внедрением каких-либо инфокоммуникационных и информационных систем или другой автоматизации необходимо также налаживать рабочий процесс, внутри которого они будут функционировать. То есть необходимо формировать организационную структуру компании и ее служб, которая действительно способна выполнять функции от нее требующиеся. Также необходимо осуществлять постоянное ее совершенствование, путем непрерывной работы с персоналом, формирующим данную организационную структуру.

При этом к построению корпоративной инфокоммуникационнй или информационной системы (КИС) следует подходить постепенно. Отстраивая ее от службы к службе.

Не следует строить корпоративную инфокоммуникационную или информационную систему (КИС) на базе какой-либо распространенной системы, используя ее при этом как программную платформу. Чтобы понять почему нельзя этого делать, вспомним с чего сегодня начинается автоматизация большинства компаний. Конечно, с внедрения ERP-системы, например, 1С или других аналогов (MS Dynamics, Scala, SAP и другие). Компания 1С, например, так же, как и остальные поставщики таких систем, в своих маркетинговых материалах предлагает крайне широкий спектр функциональности и настаивает на формировании корпоративной инфокоммуникационной или информационной системы именно на базе ее продукта. При этом 1С еще и предлагается за весьма скромные деньги, в сравнении с остальными поставщиками систем схожей функциональности. Поэтому легко можно попасться в ловушку, начав строить корпоративную инфокоммуникационную или информационную систему (КИС) на базе 1С или другой подобной системы, используя ее как программную платформу. К чему это может привести?

Основное свойство системы 1С и аналогичных программных продуктов – это быстрая настройка под ваши рабочие процессы. При том условии, что они реализуемы на внутренней объектной модели. Если автоматизируемая область, например, бухгалтерия, в результате работы которой компания должна сдавать четко специфицированную законодательством отчетность в контролирующие органы и начислять ЗП своим сотрудникам – тогда проблемы действительно сведутся к адаптации 1С в тех местах, где ваши процессы отличаются от типовой модели. И таких мест скорее всего будет не много (так как область сильно специфицирована). Поэтому для решения данной задачи 1С и аналогичные ERP-системы подходят просто идеально. И в данном случае с их внедрением вы получите действительно хорошо работающую информационную систему, решающую задачи одной конкретной службы – бухгалтерии.

Однако если вы строите инфокоммуникационную или информационную систему (ИКС), например, для службы производства, которая, в отличие от службы бухгалтерии, не специфицирована законодательством РФ или какими-либо другими общераспространенными документами – то вам придется серьезно дорабатывать 1С собственными силами, создавая при этом на внутреннем высокоуровневом языке программы, которые значительно уступают по большинству параметров программам, написанным на специализированных языках программирования.

Самый заметный из параметров, по которому созданные программы будут проигрывать своим специализированным аналогам – производительность. Следующим является модифицируемость. Так как внутренние среды разработки (а правильнее говорить – среды настройки) этих систем не предоставляют инструментария, позволяющего писать большие программы, которым требуется модульность и другие сервисы полноценной среды разработки. Именно поэтому выбором 1С, или другой аналогичной по функциональности системы, в качестве основной программной платформы для построения корпоративной инфокоммуникационной или информационной системы (КИС) предприятия – вы обречете себя на дополнительные работы неудобным способом. При этом результат этих работ будет сильно уступать результату применения других продуктов, специализированных под автоматизацию конкретной службы или ее части.

Не всегда следует прибегать и к внедрению специализированных программных продуктов, в качестве инфокоммуникационной или информационной системы, для какой-либо службы. Иногда более дешевым и эффективным способом является собственная разработка подобных систем. Возможно выполненная сторонней организацией. Особенно при условии того, что рабочие процессы целевой службы слабо специфицированы. В данном случае одним из важнейших результатов от внедрения будет спецификация и совершенствование внутренних рабочих процессов конкретной службы. Именно поэтому перед внедрением или созданием инфокоммуникационной или информационной системы, бывает крайне полезным создать аналогичную систему в облегченном варианте, например, на базе excel-таблиц. Это позволяет наилучшим образом сформулировать требования к создаваемой системе, а также позволяет увеличить внутреннюю компетенцию персонала и повысить качество рабочих процессов. Не приобретая дорогостоящих программных продуктов и не проводя их еще более дорогостоящую модификацию.

Подытожим написанное. Сегодня для того, чтобы конкурируя со своими оппонентами эффективно управлять уменьшением внутренних издержек, повышением управляемости и увеличением производительности, наиболее успешные компании используют инфокоммуникационные или информационные системы (ИКС), объединенные в корпоративную инфокоммуникационную или информационную систему (КИС). При этом ни одна инфокоммуникационная или информационная система не будет работать вместо вас. Поэтому параллельно с внедрением каких-либо инфокоммуникационных и информационных систем необходимо налаживать рабочий процесс в компании и в ее внутренних службах. Непрерывно работая над организационной структурой компании и ее служб, и непрерывно работая над повышением компетентности персонала ее формирующего. Построение корпоративной инфокоммуникационной или информационной системы (КИС) – процесс постепенный и последовательный. Не следует строить КИС на одном программном продукте, накладывая серьезные ограничения на ее будущее развитие. Перед внедрением инфокоммуникационной или информационной системы в конкретной службе полезным бывает построение облегченного варианта ИКС на базе excel-таблиц или заказной разработки. Что, в свою очередь, повышает уровень качества внутренних рабочих процессов службы и готовит службу к последующему внедрению полноценной инфокоммуникационной или информационной системы (ИКС), на базе каких-либо уже существующих продуктов или заказной разработки.

Тэги: , , , , , , , , , ,

Назад в рубрику Цель автоматизации и ИТ